Признать ли труды Ленина экстремистскими?

Как сообщалось, глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, выступая 30 марта на пресс-конференции в агентстве Интерфакс, предложил подвергнуть экспертизе работы идеологов большевизма и выяснить, не являются ли эти труды экстремистскими.

«Сегодня нужно всерьез обсудить вопрос, являются ли экстремистскими материалами работы Ленина, Троцкого и других лидеров большевиков. Как сегодня нужно относиться к их воспроизводству и к тем, кто сегодня продолжает использовать самые радикальные элементы этих текстов для конструирования политической практики и пропаганды», - сказал протоиерей.

По его мнению, «трудам основоположников большевизма нужно дать не только юридическую оценку, но и нравственную и политическую, поскольку они оправдывают массовые репрессии против невинных людей». Отметим, что если труды Ленина будут официально признаны экстремистскими, это усугубит парадоксальность ситуации: до сих пор в каждом городе есть памятники этому человеку, а также названные в честь него улицы и другие объекты, да и тело его до сих пор лежит в мавзолее у Кремлевской стены.

«Как бы вы прокомментировали предложение о. Всеволода? Если оно будет принято – какие последствия для общества оно будет иметь?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, отметил, что к этому вопросу надо подходить очень осторожно: критерием должна быть не идеология, а интересы нашего общества, нашей цивилизации. По его словам, отец Всеволод поднял очень серьезную тему. С одной стороны, теоретические работы Ленина и Троцкого являются обоснованием их практик, которые мы знаем под названиями «красный террор» и «военный коммунизм». «С другой - если признавать их экстремистскими, будет трудно остановиться. На тех же основаниях можно будет запретить Фрейда, Ницше, князя Кропоткина и множество других теоретиков. На рубеже XIX-XX веков корни национал-социализма и социал-демократии были тесно переплетены. Кроме того, не надо путать свободу выражения мнений и противоправные действия», - продолжил священник. Так что тут стоит только начать – и, по мнению священника, мы поднимем такую волну, при которой не просто пострадают многие люди, начнется «охота на ведьм».

«Поэтому к данному вопросу надо подходить очень осторожно. Начиная такое обсуждение, мы должны четко понимать, чего мы хотим добиться. Если это приведет к стабилизации в обществе, к пониманию путей развития современной цивилизации, и мы возвратимся к тем идеалам христианского государственного строительства, на которых было основано российское государство, то, безусловно, это хорошо. А если просто начнется ажиотаж вокруг трудов революционеров, которые не все были психически здоровы, то это будет еще хуже "охоты на ведьм". А просто так осуждать и клеймить труды людей, которые заблуждались, бессмысленно. Не надо шевелить эти призраки коммунизма, надо строить общество на основе христианской морали. И абсолютно был прав Ф.И.Тютчев, говоря: "О, бурь заснувших не буди - под ними хаос шевелится!.."», - заключил отец Александр.

Протоиерей Сергий Махонин, настоятель храма Сошествия Святаго Духа в пос. Первомайском Нарофоминского района Московской области, директор Московской православной гимназии имени Иоанна Богослова, напомнил слова Евангелия: «По плодам их узнаете их» (Мф. 7, 16). «Плоды коммунизма мы видели и видим. Ничего хорошего на крови и страхе построить невозможно. Это страшная разрушительная идеология, изменившая сознание целых поколений, это идеология рабства. И народный организм до сих пор заражен ею, как человек заражается грехом. Но освобождение от нее - это тяжкий духовный труд, тут не отделаешься осуждением нескольких книжек. И прежде чем начинать этот труд, нужно определиться с выбором системы духовных координат. Готово ли наше общество к этому – большой вопрос», - заключил священник.

Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения в Кадашах, полностью поддержал инициативу отца Всеволода. «Все, что сделали большевики, начиная с незаконного захвата власти, должно быть разобрано как с юридической, так и с нравственной точки зрения. Общество должно очиститься от этой заразы. Только после этого очищения оно сможет вернуться на нормальный путь развития. Это очень долгий процесс. И мы только у его начала. Нужно сделать все, чтобы коммунистическая угроза никогда больше не возникала. Но нельзя на жестокость людей, зараженных этой идеологией, тоже отвечать жестокостью. Это должен быть благоразумный подход. Что же до Церкви, то она свое слово сказала. Напомню, что анафему большевикам, наложенную патриархом Тихоном и подтвержденную Собором, никто снять не может», - заключил отец Александр.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая Чудотворца в Пыжах, отметил, что коммунизм остался в прошлом. «Он интересен разве что историкам. Поэтому призыв отца Всеволода представляется мне неактуальным. Сейчас гораздо нужнее адекватно реагировать на сегодняшнее зло. Сейчас повсюду развеваются знамена "новой свободы" - свободы от нравственности. Коммунизм был только репетицией – сейчас вседозволенность пропагандируется уже открыто. Это новый этап в развитии зла. Змей сбросил старую кожу и явился в новом обличии. Зло становится наглым, потому что осознает свою силу и безнаказанность. Дать должный отпор сегодняшнему злу мы уже не можем. С помощью новых технологий зло уже может войти в любой дом. Оно становится более организованным. И за этой организованностью все сильнее ощущается "организующий"», - заключил священник.

Заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета игумен Лука (Степанов) отметил, что главное – не смешивать грех и грешника, не допустить преследования тех, кто не особенно разбирается в теории и считает коммунизм и его идеи «проводником в светлое будущее человечества»

«Я всей душой и без малейшего сомнения поддерживаю сказанное отцом Всеволодом, поскольку считаю совершенно безнравственным любую реставрацию коммунистических идей и символики в той стране, где из-за этой "чумы коммунизма" были уничтожены миллионы лучших людей нашего Отечества. И со словами о крайне негативном отношении к экстремистской идее коммунизма и одновременно о терпимом отношении к КПРФ – тоже согласен, так как мы относимся одинаково тепло ко всем соотечественникам, ищущим мира и созидания. А что коммунистом называться безнравственно – это объективная реальность, хотя человек при этом, например, может быть добрым семьянином. Видимо, по недоразумению он продолжает именовать себя тем же именем, с которым связаны страшнейшие годы нашего Отечества и имена невинных жертв этой демонической идеологии», - отметил отец Лука.

«Коммунистическая идеология, несомненно, должна быть осуждена как в высшей степени античеловеческая и экстремистская, в основе которой лежит ненависть и право достигать будущего бессовестными средствами. Опыт показал, что теория марксизма сеет только смерть и разрушение, несмотря на временное могущество Советского Союза. Но от идеологии нужно отличать реальных людей. Никакие гонения не должны коснуться тех, кто предан коммунистическим идеям - тем более, если эти люди не призывают к реализации этих идей и не пытаются реставрировать тоталитарный режим. Мы должны быть терпеливыми и внимательными друг к другу независимо от национальности и политических ориентаций. Последствия принятия этого предложения, думаю, будут самые благие, поскольку это давно выстраданное и чаянное действие: начиная от освобождения наших площадей от этого жуткого изваяния - от памятников Ленину, до перемены названий улиц, обозначенных в честь садистов и убийц, а также освобождение Кремля от тяготеющих над ним звезд - антихристианских и античеловеческих символов», - заключил отец Лука.

Главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподаватель Ставропольской духовной семинарии, клирик храма целителя Пантелеимона в Ставрополе священник Антоний Скрынников полагает, что проверить труды «основоположников» на экстремизм - очень продуктивное предложение. «Запрет трудов идеологов террора русского народа, или хотя бы их качественная правовая и нравственная оценка, должны стать первым шагом на пути очищения России от остатков красной заразы. Книги, содержащие оскорбления русского народа, должны быть запрещены к продаже и переизданию. Чему могут научить бредовые сочинения и письма Ленина, в которых утверждается, что "интеллигенция - не мозг нации, а г…", где призывают "грабить награбленное" и расстреливать священников? Когда "труды" красных садистов будут осуждены, должно начаться переименование улиц. Мы постоянно говорим о мире и спокойствии в стране, при этом наши улицы носят имена кровавых палачей, террористов и преступников – от Желябова до Ленина и Дзержинского. Реализация всех вышеперечисленных задач вряд ли вызовет массовые протесты. Что бы ни утверждали коммунисты, им пора уже давно признать, что их идея нежизнеспособна. Ну, выйдет на площадь с десятков активистов, раздадут листовки, дадут комментарий партийной газете - и все», - высказал мнение отец Антоний.

Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, заявил, что очевидная польза этого предложения в том, что оно позволит вернуться к нашим национальным идеалам. «Предложенная экспертиза или оценка трудов – это же не научная или историческая оценка, а правовая, с точки зрения нашего современного законодательства. Здесь уместно сравнивать с Гитлером: если "Майн кампф" не подлежит распространению, поскольку приносит вред обществу, надо так же выяснить, приносят ли вред труды Ленина, Троцкого и прочих идеологов коммунизма. И если выяснится, что распространение этих трудов приносит людям вред, то надо демонтировать памятники Ленину и заменить их чем-то другим, соответствующим нашему национальному духу. Обязательно убрать тело Ленина из Мавзолея и захоронить его. Я вижу дополнительные положительные последствия в нормализации нашей ситуации, в возвращении к нашим национальным идеалам, в смягчении социальных трений и в далекой перспективе заживление шрамов, нанесенных России катастрофами XX века. Надеюсь, что это будет именно так», - заключил священник. Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель Московской духовной академии и семинарии, отметил, что, действительно, многие пассажи из сочинений Ленина и Троцкого могут восприниматься как экстремистские. Но юридически преследовать их распространение я бы поостерегся.

«Как показали прошедшие выборы, для многих, к сожалению, эти сочинения до сих пор являются своего рода "Священным писанием". Время для всенародного осуждения еще не пришло. Оно привело бы только к усилению напряжения, существующего в обществе. Надеюсь, лет через двадцать ситуация будет более благоприятной», - заключил отец Тихон.