Украина: время исповедников

Тот факт, что происходящая на Украине война имеет четко выраженный этнический характер, сегодня признают все. Однако в стране, где большая часть жителей принадлежат к малороссийскому и великорусскому субэтносам русской нации, само этническое разделение, или, вернее, самоидентификация происходит на религиозно-культурной основе.

Так, если ополченцы Донбасса четко позиционируют себя, как православных Московской Патриархии, то среди карателей и сторонников хунты наиболее активны униаты и раскольники - самосвяты из "киевского патриархата" и ему подобных сект. При этом, следует отметить, что священноначалие Украинской Православной Церкви Московского патриархата и большинство священников демонстрируют если не лояльность киевским властям, то подчеркнутый нейтралитет. Архиереи Русской Православной Церкви, понимая в каком тяжелом положении оказались их братья на Украине, так же стараются не предпринимать никаких шагов, которые могли бы его еще более осложнить.

Однако, все это помогает весьма слабо. Глава СБУ Валентин Наливайченко еще вначале лета прямо объявил главной угрозой для Украины - "православный фундаментализм", а каратели целенаправленно расстреливают православные храмы и убивают священников. Но это на Донбассе.

На Украине же, раскольники, опираясь на прямую поддержку хунты, захватывают православные храмы и приходы, заставляют священников переходить в их "юрисдикцию".

Пресс-секретарь Украинской Православной Церкви Московской Патриархии протоиерей Георгий Коваленко рассказал о технологиях захвата, назвав их "сепаратистскими": "К сожалению, последние события заставляют нас свидетельствовать, что раскольники - это церковные сепаратисты и ведут себя они так же.

Сейчас мы видим использование Киевским патриархатом сепаратистских технологий при организации т.н. переходов общин", - цитирует сайт УПЦ (МП) Г.Коваленко.

По его словам, сначала сепаратисты-раскольники говорят, что они такие же легитимные и никакое признание им не нужно.

Затем, сказал отец Георгий, проводится сомнительной законности "приходской референдум", где вопрос ставится так, чтобы получить необходимый результат. "Например: "Вы за московскую церковь или киевскую?". При этом производится не собрание прихода, а собрание села. Агитация ведется не церковная, а политическая. Результат для общества, находящегося в состоянии войны и политизированности восприятия, очевиден: большинство села - за переход к Киевскому патриархату, а реальные прихожане и священник - в меньшинстве", - пояснил он.

После этого, как сказал отец Георгий, заезжие активисты ультимативно "предлагают" православному священнику переходить к раскольникам.

"И если он не соглашается, уже наготове новые парохи от КП, с новыми документами и под охраной", - сообщил протоиерей.

По его словам , это происходит сегодня по всей Украине. По его словам, по такой технологии уже заняты 6 приходов: 2 - в Ровенской, 2 - в Волынской, 2 - на Буковине. Подобную технологию пытаются применить и в Киевской области.

В то же время он подчеркнул, что не следует паниковать, а следует искать мирные пути решения проблемы. "Такой путь к единству Украинского Православия не приведет. Церковь останется Церковью, а церковные сепаратисты - раскольниками", - отметил протоиерей.

Следует добавить, что сам отец Георгий находится или находился на весьма "национально-свидомых" позициях. Он один из немногих православных батюшек на Украине, что публично поддержал Майдан и карательную операцию против Новороссии. Впрочем, это вопрос его совести. А на Украине разворачивается прямое гонение на православных, когда верность Церкви начинает рассматриваться как национальная измена. Для украинских христиан настало время исповедничества и мученичества.

Автор: 
Алексей Николаев